«Однажды в Зюзино»: почему одни обожают контент про маньяков, а другие его ненавидят?

Тру-крайм — один из самых популярных видов контента в мире. Зачем мы слушаем подкасты про преступления и смотрим видео про их расследования?

Коллаж Насти Железняк

Тру-крайм — документальный жанр, в котором автор исследует преступления и мотивы людей, их совершивших, — всегда вызывает бурную реакцию общества. Кто-то слушает подкасты про серийных убийц и маньяков, чтобы расслабиться и отвлечься, а кто-то считает этот контент излишне жестоким и тяжелым. Мы решили выяснить, почему одни люди любят, а другие избегают тру-крайм, и узнать, как на самом деле он влияет на человека и какие уроки может преподать.

Дисклеймер:

Текст касается психологически здоровых людей, у которых нет психопатии, диссоциального или асоциального расстройства личности, которые могут способствовать желанию подражать серийным убийцам и восхищаться ими.

Буду честной, я не фанатка тру-крайма. Могу с интересом посмотреть часовой фильм Саши Сулим про Теда Банди, но вряд ли буду загружать такие ролики регулярно. Еще я знаю, что есть темы, которые мне особенно тяжело даются, — например, физическое насилие над человеком. Недавно я видела в Сети ролик, в котором женщина на машине дважды переехала ноги другой женщины — такое смотреть мне невыносимо. Какой тру-крайм такому чувствительному человеку?

Я написала этот абзац, и мне стало нехорошо от воспоминаний об этом. А если вы дочитали до этих слов, то приглашаю вас продолжить чтение — дальше будет не так жутко. Я не собираюсь пересказывать сюжеты криминальной хроники — мне интересно разобраться, почему эти страшные вещи привлекают столько внимания зрителей со всего мира.

Интересное по теме

5 страшных тру-крайм подкастов и документалок про детей

Тру-крайм стал настолько популярен, что превратился в один из признаков нашего времени. В 2020 году подкасты в категории тру-крайм стали третьими по популярности в США (его обогнали только комедии и новости). В 2016 году Netflix выпустил 126 тру-крайм проектов, а запущенный двумя годами ранее журналистками Сарой Кениг и Джули Снайдер тру-крайм подкаст Serial скачали больше 350 миллионов раз.

В России тоже популярны тру-крайм подкасты, среди которых «Дневники Лоры Палны», «Тут такое дело», «Галкино гнездо», «У холмов есть подкаст», «True Crime на диване». НЭН также нередко публикует тру-крайм истории: их хорошо читают, они вызывают бурный отклик аудитории.

По данным исследования YouGov, проведенного в 2022 году, тру-крайм смотрит половина опрошенных, а каждый третий говорит, что смотрит его хотя бы раз в неделю. Но есть ведь и другая половина людей, которые такое не смотрят? Один боится пауков, а другой держит их дома как домашних животных, потому что у каждого свои границы переносимости пугающего контента. Психотерапевт Сергей Мельников объяснил, откуда берется любовь и нелюбовь к тру-крайму.

Почему люди любят тру-крайм?

  • Все, что связано с насилием и смертью, преодолением значимых физических или психических испытаний, вызывает яркие эмоции у зрителя. Наверное, какой-то аспект любви к тру-крайму может объясняться стремлением почувствовать близость к смерти, который психоаналитики назвали бы «мортидо».
  • Если человек живет понятную и, возможно, скучную для себя жизнь, то у него может возникнуть желание посмотреть что-то остросюжетное, понаблюдать за событиями, которые вызывают сильные переживания. Для некоторых потребление такого контента может быть заместительной терапией: сейчас я не переживаю за детей, работу и зарплату и могу испытать более острые переживания при просмотре тру-крайма. 
  • Люди, которые любят тру-крайм, часто говорят, что испытывают интерес к процессу поимки преступника и испытывают удовлетворение от того, что тот был найден и наказан. Люди могут испытывать удовольствие от контекста, который соответствует их ценностям. Например, им важно видеть, что добро побеждает зло.
  • Если человек испытывает удовольствие от просмотра тру-крайма, то, скорее всего, он натренировал себя на потребление такого контента. Просмотр тру-крайма может быть для него сродни наблюдению за работой следователя, которая по сложности несильно отличается от решения шахматной задачи. Может быть, такой зритель находит художественную ценность в эстетике тру-крайма.

А почему не любят?

  • Человек, который или не привык к ярким эмоциональным переживаниям, или в его жизни хватает значимых эмоциональных перепадов, может не желать читать или смотреть остросюжетный контент, вызывающий острые эмоциональные переживания.
  • Неприятие тру-крайма может обостриться у людей, у которых есть дети. Если я смотрю сериал про маньяка, который насиловал исключительно девочек пубертатного возраста, а я родитель такого подростка, то мне будет сложнее дистанцироваться и я буду испытывать тревогу и злость. Реакция родителя будет зависеть от его критичного восприятия и эмоционального состояния, в котором он находится.
  • У некоторых людей, которые любят тру-крайм, отдельные явления или маньяки могут вызывать особое чувство брезгливости или страха. Это могут быть субъективно непереносимые темы, например педофилия.
  • Если человек находится в сверхстрессе, может соотнести себя с жертвой насилия, представить себя в условиях физической опасности и насилия, которые происходят с жертвами, тогда тру-крайм вряд ли поможет ему снизить стресс. Скорее всего, стресс только усилится. Если человек подвергался насилию, то это также может усилить его состояние и стать триггером. Тяжело не ассоциировать себя с жертвами, если ты находишься в сопоставимых по степени опасности условиях, пусть и в других декорациях.

Интересное по теме

Мама и детектив: гимн во славу «легкого» жанра

Второй вопрос, который мне хотелось выяснить относительно тру-крайма, — это есть ли зависимость между характером тру-крайм истории и ее влиянием на зрителя или читателя? То есть если это история с хорошим концом и герой в ней выжил и победил, то аудитория получит одни эмоции, а если все закончилось однозначно плохо и зло победило, то другие?

По мнению Сергея Мельникова, именно так и работает этот жанр: «Финал оказывает ключевое влияние на читателя или зрителя. В случае тру-крайма это работает так же, как с любым произведением, настроение которого определяет мажорное или минорное завершение. Как и в любом произведении искусства, финал может быть духоподъемным или вызывающим ощущение, что мир — тлен. Документальное произведение здесь имеет особую силу, потому что читатель знает, что описанное в нем — это реальность.

Если фабула носит элемент завершения — преступник был найден и посажен за решетку, получил тождественное или соотносимое наказание, — то это может вызывать чувство удовлетворения, хотя 95 процентов времени зритель наблюдает, как преступник совершал преступления.

Автор текста или сценарист сериала или подкаста рассказывает историю, исходя из своей логики. Если это история о систематических изнасилованиях, жертвы которых не смогли восстановиться после случившегося, то она может вызвать в читателе тревогу, сочувствие к жертвам и тоску. Такой текст демотивирует человека. Если жизнь героини, которую изнасиловали, сложилась и произошедшее ее не растоптало, то это будет позитивным примером, который покажет, что даже столь тяжелый вещи не подкосили человека и не выбили его из колеи.

Если текст показывает выход из ситуации, способ справиться со сложными обстоятельствами, то он дарит надежду читателю. Поэтому мы ценим произведения, которые рассказывают о преодолении.

Еще многое зависит от истории, которая освещается. Это история из XVIII века, в которой убийца был найден? Думаю, эта история принесет чувство удовлетворения. Если же убийца, о котором идет речь, ходит в соседнем районе или в соседнем городе — это будет вызывать тревогу».

И последний вопрос, ответ на который хотелось получить в этом небольшом интервью: «Чему может научить тру-крайм?»

«Конечно, тру-крайм вполне наглядно объясняет, что лучше не гулять по ночам по темным аллеям, носить с собой телефон или иметь средства самообороны и не пить алкоголь с незнакомцами. Также просмотр оставляет зрителю эмоциональный след и дает ему понимание чувств жертвы насилия и мотивов преступника. Дело в том, что у преступников, как правило, было тяжелое детство, полное насилия и нелюбви, они воспитывались жесткими и властными родителями. Поэтому я думаю, что одно из самых гуманистических следствий, которым может тру-крайм научить читателя, — это то, что не нужно быть жестким родителем».